Без недели миллион 15.01.2007

До миллиона осталось чуть более 30 тыс. - при темпах продаж в декабре такое количество могли раскупить примерно за неделю. Из 396 986 иномарок, на которые вырос рынок за прошедший год, 116 503 были проданы в его последний месяц.

Десятка лидеров по сравнению с 2005 годом не изменилась - в ней по-прежнему подавляющее большинство составляют производители, имеющие сборочное производство на территории России или СНГ, и продающие автомобили в сегменте $10-15 тыс.

Тем не менее, позиции некоторых компаний изменились: Ford, в 2005 году занимавший 3 место после Hyundai и Toyota, в прошлом году стал лидером. С пятого на 8 место опустилась UZ-Daewoo - обещанного рестайлинга "старушки" Nexia в прошедшем году так и не появилось. Также потеряла позиции Mitsubishi: продажи по сравнению с прошлым годом выросли на 25%, что позволило японской компании занять лишь 7-е место против 4-го - в 2005. Тем не менее, в этом году Mitsubishi начнет поставлять в Россию сразу две новинки - новый Outlander и Lancer очередного поколения. По словам независимого

эксперта авторынка Валерия Тараканова, новый Lancer может стать не менее успешным, чем предшественник, хотя цена на более крупный и современный автомобиль немного повысится.

Renault по-прежнему немного уступает собрату по альянсу - Nissan, (4-е и 5-место соответственно), но рост французской марки пока сдерживают только производственные возможности московского завода "Автофрамос", на котором собирают один из бестселлеров российского рынка Renault Logan.

Hyundai в ушедшем году также мешали проблемы производственного характера: если бы не забастовки на корейских заводах компании, предприятие в Таганроге получило бы больше машинокомплектов для дефицитных "Акцентов".

Из категории марок класса "премиум" больше всего покупателей в прошедшем году удалось привлечь Volvo - с продажами в 10801 экземпляр шведской компании удалось обойти Lexus, Audi, Mercedes-Benz и BMW. По словам Тараканова, основой успеха Volvo стала наиболее дешевая модель S40, которая по цене близка к аналогичным седанам массовых марок. Кроме того, отмечает эксперт, в прошлом году хорошо продавались полноприводные модели XC90 и XC70.

Впрочем, все перечисленные марки идут "ноздря в ноздрю" - каждая продала примерно по 10 тыс. автомобилей. В этом году немцам и шведам составит еще один японо-американский производитель, Infiniti, чье представительство открылось в России осенью прошлого года. По мнению Тараканова, у люксового подразделения Nissan очень неплохие шансы на российском рынке: "Infiniti успела заработать себе репутацию благодаря серым дилерам, ввозившим ее модели, поэтому уже хорошо известна в России. Компания быстро расширяет модельный ряд - только в текущем году появятся 2-3 новинки. У марки хорошие перспективы - рынок машин сегмента "премиум" растет даже быстрее рынка иномарок в целом".

Относительно другого новичка, итальянской Alfa Romeo, эксперт был более осторожен.

"Ценовое позиционирование этих автомобилей не соответствует их техническим качествам. Alfa Romeo надеется конкурировать с продукцией дорогих немецких марок - Audi и BMW, но россияне вряд ли предпочтут им "итальянцев". Покупка Alfa Romeo - скорее эмоциональное решение, и если в компании надеются занять достойное место на российском рынке, им следует проводить более агрессивную ценовую политику". С теми же проблемами, по мнению Тараканова, предстоит столкнуться в России FIAT: "Если поставлена задача вернуться в лидеры сегмента массовых машин, то компании следует изменить ценовую политику. Пока же успех итальянским автомобилям может обеспечить только дефицит на рынке".

На другом полюсе-китайские производители и иранский Iran Khodro. Все они предлагают автомобили в популярном сегменте $10-15 тыс. BYD, торгующий "китайской Окой" - малолитражкой Flyer ценой около 6-7 тыс., удалось продать в 2006 году 1694 автомобиль, тогда как в позапрошлом году продажи этой компании составили всего 152 автомобиля. У Great Wall, предлагающего пикапы и внедорожники стоимостью $10-25 тыс., продажи в 2006 увеличились лишь на 18% - 4,8 тыс. автомобилей.

Как считает Тараканов, масштабы "китайского вторжения" на российский рынок сильно завышены. Покупатель уже опробовал китайские автомобили, и выяснилось, что они не соответствуют требованиям, предъявляемым к иномаркам.

"Китайцы сейчас могут составить конкуренцию только ВАЗовской продукции, в небольшом сегменте пикапов и легких коммерческих автомобилей, - говорит Тараканов. - Настоящей борьбы следует ожидать через 2-3 года, когда китайские компании обновят модельный ряд, повысят качество автомобилей и расширят дилерскую сеть".

Темпы роста рынка иномарок в целом, указывает эксперт, в будущем году немного замедлятся - именно в 2007 будет положен конец его бурному росту. За год продажи машин вырастут на 38-40%, а в количественном выражении не дотянут до полутора миллионов.
Впереди 750-я гонка
Alfa Romeo продала в 6 раз больше авто в I квартале