Спрос на иномарки в России снизился 11.04.2008

По данным комитета ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), в I квартале 2008 г. россияне купили 454 069 автомобилей иностранных марок, что на 54% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Однако в прошлом году рост в первом квартале составил 74%. Замедление потребительского спроса автопроизводители объясняют сильным евро и нехваткой машин.

Согласно данным АЕБ, по продажам в России лидирует марка Chevrolet (за первый квартал 2008 года продано 58,5 тысяч машин, рост продаж - 59%), второе место заняла Hyundai (44 тыс., 97%), третье - Ford (41,5 тыс., 6%). Самым продаваемым автомобилем стал Ford Focus (20,1 тыс.). За ним следуют бюджетные Chevrolet Lacetti (20 тыс., 148%) и Renault Logan (18 тыс., 45%).

Падение сразу по восьми позициям

При этом падение продаж показали сразу восемь автопроизводителей: китайские Chery (падение на 19%), FAW Commercial (коммерческие грузовики, 24%), Hafei (16%), иранская IKCO (54%), а также Citroen (20%), Mercedes-Benz Vanz (коммерческие грузовики, 14%), Lexus (1%) и Alfa Romeo (76%). Ни одна из перечисленных марок не входила в число лидеров рейтинга АЕБ. Однако такого количества производителей, продажи которых одновременно падают, в таблице АЕБ не было никогда.

Помимо этого, продажи машин премиум-сегмента, которые в последние годы росли быстрее массового, в I квартале 2008 года росли медленнее рынка. В "немецкой тройке" Mercedes-Benz прибавил всего 21% (всего продано 3 тысячи 388 машин), Audi - 28% (3 тысячи 880), BMW - 38% (4 тысячи 009). У Volvo продажи выросли на 28% (до 4 тысяч 238 автомобилей), Porsche прибавил 17% (389 автомобилей). Ростом выше 54% могут похвастаться лишь Land Rover, Infiniti, Cadillac и Jaguar.

Дефицит машин и сильный евро

Директор по продажам Porsche Геннадий Баранов рассказал "Ведомостям", что замедление роста продаж в большей степени коснулось зоны евро, в меньшей - долларового сегмента. По его словам, при цене автомобиля 90 тысяч евро курсовая разница в 10-15% уже существенна.

Помимо удорожания машин за счет курса, в I квартале наблюдался некоторый дефицит автомобилей. Так, PR-менеджер Volvo Светлана Соколова говорит, что в начале года в дефиците были модели XC70 и XC90. Lexus помешала нехватка квот на новые и обновленные модели. «В январе - феврале у нас почти не было машин на складе и совсем не было ML, которые пользуются популярностью», - рассказала газете представитель Mercedes-Benz Елена Дивакова.

Производителям грузовиков FAW и Hafei помешал введенный с 1 января 2008 года стандарт "Евро-3". В январе ИРИТО (дистрибютер FAW и Hafei) распродавала остатки машин с двигателем "Евро-2", которые пришли еще в декабре, а получить партию автомобилей с "Евро-3" в феврале и марте компания не успела, рассказал "Коммерсанту"  представитель ИРИТО Андрей Матвеев. Падение продаж Chery связано с остановкой сборки ее машин на калининградском "Автоторе".

На пути к европейской модели рынка

Но сильный евро и дефицит автомобилей не единственные причины замедления спроса. Из года в год российский авторынок становится все более насыщенным, и некоторое замедление роста продаж вполне закономерно.

Так, эксперты, опрошенные "Ведомостями", вспоминают, что в последние пять лет премиум-сегмент автомобильного рынка рос быстрее массового. Те, кто мог себе позволить дорогой автомобиль, покупали его, но тех, кто мог бы приобрести автомобиль среднего ценового сегмента, было недостаточно. Теперь богатых среди покупателей автомобилей становится меньше, чем людей со средним достатком. Таким образом, дисбаланс сглаживается, и Россия движется к европейской модели рынка, отмечают эксперты.
Autodelta "прокачала" Alfa GT
Alfa Romeo планирует выпустить ограниченную серию C8 Competizione
Alfa Romeo выпустила особую серию хэтчбека 147